| |
Оригинальное исследование
Социальное обучение и обучение по принципу «равный-равному» в реагировании на передозировки наркотиков опиоидного ряда среди потребителей инъекционных наркотиков в Украине
Anna Tokar, Tatiana I Andreeva, Liudmyla Shulga
АКТУАЛЬНОСТЬ: Передозировки наркотиков опиоидного ряда являются одной из основных причин смертности, которую можно предупредить, среди людей 20-40 лет. Поскольку помощь, оказанная равными, является эффективным методом реагирования на передозировку, мы стремились оценить, в какой мере участники интервенции могут обучить друг друга, а также использовать свой собственный опыт.
МЕТОДЫ: Вторичный анализ данных был проведен на основе массива 2008 года интервенции «Вмешательство силами равных» среди потребителей инъекционных наркотиков, которые ранее не участвовали в проектах снижения вреда; рекрутинг был проведен по методу «выборки, направляемой респондентами», в сочетании с обучающим компонентом по принципу «равный-равному», включающим вопросы передозировок. Была рассмотрена подвыборка из 6667 потребителей инъекционных наркотиков опиоидного ряда. Переменные о стратегиях ответа на передозировку, которые респондент испытал на себе, рассматривались как предикторы; переменные о стратегиях, планируемых респондентом в будущем, рассматривались как зависимые переменные. Для определения связей между прошлыми и будущими стратегиями ответа на передозировку был проведен бинарный логистический регрессионный анализ.
РЕЗУЛЬТАТЫ: В отношении рекомендованных стратегий ответа на передозировку, таких как вызов скорой помощи, восстанавливающая поза, фиксация языка, дыхание «рот-в-рот», непрямой массаж сердца, процент лиц, планирующий их применение в будущем, выше, нежели тех, кто имел опыт их применения. В среднем, процент респондентов планирующих применение этих стратегий в будущем, в 2,3 раза выше в сравнении с процентом лиц, испытавших эти стратегии на себе.
Доля лиц, испытавших на себе другие стратегии, в том числе применение холода, боли, нашатырного спирта, и тех, кто планирует их использовать, различаются мало.
Намерение применять те или иные стратегии ответа на передозировку связано с личным опытом применения этих стратегий во время случая передозировки. Образовательные вмешательства больше определяли намерения тех, кто не испытывал соответствующих действий на себе. Социальное обучение вносило вклад в повторение действий, которые не были рекомендованы в образовательных программах.
ВЫВОДЫ: Социальное обучение может влиять на поведенческие стратегии ответа на передозировку, его конкурирующее взаимодействие с образовательными интервенциями должно учитываться в программах снижения вреда.
Ключевые слова: передозировка наркотиков; потребители инъекционных наркотиков (ПИН); профилактика передозировок; реагирование на передозировки; информирование потребителей инъекционных наркотиков; наркотики опиоидного ряда
Полный текст (pdf) на английском
|