| |
Оригинальное исследование
Оптимальное шкалирование измерений стресса раннего возраста
Olena P Iakunchykova, Tatiana I Andreeva, Zoreslava A
Shkiryak-Nizhnyk, Yuri G Antipkin, Daniel O Hryhorczuk, Alexander V Zvinchuk,
Natalia V Chislovska
АКТУАЛЬНОСТЬ: Стресс в ранний период жизни связан с высоким риском как
психологических, так и физиологических проблем. При этом многие инструменты,
используемые для регистрации стрессовых событий в жизни в эпидемиологических
исследованиях, не прошли проверку на валидность, надежность и согласованность.
Целью нашего исследования было использование оптимального шкалирования и анализа
соответствий по методу главных компонент для категориальных признаков с целью
рассмотрения внутренней структуры и пространственной геометрии переменных,
полученных из вопросника по измерению стресса в ранний период жизни. Выбор
такого подхода был обусловлен тем, что он делает возможным количественное
выражение категориальных (номинальных и порядковых) переменных и уменьшение
размерности данных с интервальным выражением выявленных размерностей.
МЕТОДЫ: Вопросник по измерению стресса в ранние периоды жизни был предложен
участникам украинской компоненты Европейского лонгитюдного исследования
беременности и детства, когда их дети достигли 3-х и 7-ми лет. Алгоритм анализа
соответствий по методу главных компонент для категориальных величин
использовался для оценки соответствующих интегральных характеристик.
РЕЗУЛЬТАТЫ: Применение количественного выражения и сокращения размерностей к
категориальным переменным, измеряющим стресс у 3-х и 7-ми-летних детей,
позволило выделить две размерности.
Первая размерность, которая учитывает основную часть дисперсии и связана со
всеми переменными в исследовании, может быть интерпретирована как общий уровень
стресса. Вторая размерность, которая учитывает меньшую, но все же значительную
часть дисперсии, сопоставляет привязанность ребенка к матери и получение нового
опыта как важные элементы развития.
ВЫВОДЫ: Применение оптимального шкалирования к эмпирическим данным по стрессу в
ранний период жизни позволило сконструировать два интегральных индикатора.
Первый индикатор служит для измерения общего стресса, а второй – для
противопоставления ощущения безопасности, выражаемой в привязанности к матери, и
получения нового опыта. Оба индикатора были выявлены как в возрастной группе
3-х-летних, так и 7-ми-летних детей.
Ключевые слова
психологический стресс; вопросники; математические модели; алгоритмы;
градуировка; шкалирование; статистика; вычисление; оптимальное шкалирование;
анализ соответствий
Full text (pdf) in English
|