| |
Оригинальное исследование
Проблемы подготовки кадров в области общественного здравоохранения в бывшем Советском Союзе: пример Украины
Anna Piekkala
УДК 614.4:378(477+47+57)
АКТУАЛЬНОСТЬ: Многие страны бывшего Советского Союза характеризуются большей заболеваемостью и меньшей продолжительности жизни в сравнении с западными странами. Значительная часть причин этой ситуации может быть устранена посредством интервенций общественного здоровья, но преобладающий советский подход к профилактике не справляется с новыми и более сложными проблемами общественного здоровья, возникающими в этих странах. Данное исследование рассматривает проблемы общественного здоровья в Украине, в особенности те, которые имеют отношение к подготовке кадров в общественном здоровье.
МЕТОДЫ: Исследование основано на анализе небольшого объема качественных данных, собранных посредством (а) обзора литературы, посвященной общественному здоровью и соответствующему образованию в бывшем СССР и Украине, а также учебных курсов и материалов по эпидемиологии для медицинских учебных заведений, (б)наблюдений во время семинаров для студентов и преподавателей-эпидемиологов из украинских медицинских университетов и (в) полуструктурированных интервью со студентами и преподавателями-эпидемиологами из украинских медицинских университетов. Собранные данные проанализированы с использованием метода тематического дискурс-анализа, который позволил выявить важнейшие трудности подготовки кадров в области общественного здоровья в стране.
РЕЗУЛЬТАТЫ: Главная обнаруженная проблема состоит в сохранении устаревших представлений, касающихся общественного здоровья и, в частности, эпидемиологии. Это предопределяет дальнейшие трудности, включая недостаток времени и неполное раскрытие содержания эпидемиологии, отсутствие навыков проведения исследований, несоответствующие времени учебные материалы и консервативное отношение преподавателей и студентов к преобладающим идеям и возможному развитию.
ОБСУЖДЕНИЕ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Существует острая необходимость использования более широкого определения общественного здоровья, подхода «Нового общественного здравоохранения» и, следовательно, внесения ряда изменений в учебные планы и материалы. Учебные курсы должны предоставлять дополнительное время для освещения темы неинфекционных заболеваний и немедицинских вопросов, касающихся политики здравоохранения и содействия здоровью, а также обеспечивать связь между обучением и исследованиями. Критическая оценка нынешних подходов, а также их влияния и реализации является необходимой для реформирования образования в области общественного здоровья и укрепления системы здравоохранения.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: общественное здоровье; профилактическая медицина; эпидемиология; советский подход к профилактике; страны бывшего Советского Союза; Украина.
Full text (pdf)
|