Коалиция за свободный от табачного дыма Татарстан |
Коалиция
Казанский общественный фонд "Выбор"Ресурсный центр по контролю над табаком
|
8. Запрет рекламы табака в СМИ позволит различным средствам массовой информации конкурировать более профессиональноЧасто утверждается, что деньги, полученные от табачной рекламы, могут помочь выживанию средств массовой информации (СМИ). Представители одних СМИ предлагают разрешить такую рекламу на телевидении, чтобы туда поступали дополнительные средства, а представители других – наоборот, в печатных СМИ. Однако откуда возьмутся эти средства? Если какая-то отрасль вкладывает дополнительные деньги в рекламу, то рассчитывает, что эти средства вернутся ей с прибылью, благодаря росту продаж. В данном случае необходим не просто рост продаж, а замещение с запасом тех курильщиков, которые умирают или бросают курить. Это возможно только за счет нового поколения курильщиков, то есть подростков. Таким образом, средства для дополнительной табачной рекламы в СМИ можно взять только из карманов подростков и только за счет их здоровья. Кроме того, даже у табачных компаний рекламный бюджет ограничен, и если реклама табака разрешена, то финансироваться за счет оплаты рекламных объявлений будут не все СМИ, а лишь те, реклама в которых наиболее эффективна (с точки зрения табачной индустрии). Аналитики табачных компаний считают рекламу в печатных СМИ мало эффективной, поэтому 70% рекламных бюджетов табачные компании направляют на наружную рекламу [1]. Ссылки на то, что доходы от табачной рекламы сделают СМИ более независимыми, вряд ли можно считать убедительными в нынешних условиях, когда почти все СМИ принадлежат тем или иным финансово-промышленным группам. Любое изменение регулирования табачной рекламы послужит лишь некоторому изменению доходов этих групп и не окажет никакого влияния на благосостояние журналистов (возможно, за исключением руководителей СМИ, которые имеют прямой доход от рекламы). Кроме того, наличие табачной рекламы часто является цензурой для действенных анти-табачных материалов. Известен целый ряд случаев, когда СМИ отказывались размещать антитабачные материалы, опасаясь за свои возможные доходы от табачной рекламы. Ангажированность большинства российских СМИ также очевидна. Даже освещая законодательные инициативы в области запрета рекламы табака и защиты здоровья людей, они традиционно привлекают в качестве арбитров представителей табачной индустрии, интересы которых прямо противоположны интересам сторонников здоровья. В любом случае доходы от табачной рекламы составляют единичные проценты в бюджете любого СМИ, и эти доходы можно будет заместить рекламой других товаров. Например, в Норвегии, запретившей табачную рекламу в 1975 году, доходы газет от рекламы в течение 8 лет до запрета ежегодно возрастали на 3,9 %, а в течение 8 лет после запрета они увеличивались на 5,6%. Некоторые СМИ добровольно или принудительно отказались от табачной рекламы, и в случае ее полного запрета они получат преимущество в конкуренции с другими СМИ. Например, запрет табачной рекламы укрепит позиции радио и телевидения в конкуренции с прессой, которая пока еще имеет возможность пользоваться табачными деньгами. ----------------- [1]
Нужна ли реклама табака в России? Виктор
Васильевич Стефашин, директор
информационно-аналитической службы
Ассоциации табачных дистрибуторов "Грандтабак",
stefashin@grandtabak.ru 9. Частичные ограничения рекламы табака не эффективны для сохранения здоровья людей
|