Коалиция за свободный от табачного дыма Татарстан |
Коалиция
Казанский общественный фонд "Выбор"Ресурсный центр по контролю над табаком
|
6. Запрет рекламы табака является важным компонентом комплекса иных мер контроля табачной эпидемии, но таким компонентом, который требует самостоятельного рассмотренияОдним из первых контраргументов, которые выдвигаются противниками запрета рекламы, является идея о том, что в такой стране, как Россия, где так мало предпринимается реальных мер противодействия табачной эпидемии, разговоры о запрете рекламы являются преждевременными. И хотя, разумеется, такая аргументация является, прежде всего, попыткой отвлечения собеседника от выбранной темы разговора, все же данный вопрос заслуживает рассмотрения. Действительно, запрет рекламы табака является более эффективным, если осуществляется в комплексе с другими мерами контроля над табаком. Например, данные приведенной выше таблицы 1, в которой показано снижение потребления табака после запрета рекламы, составляют от 14 до 37%, что соответствует эффекту запрета рекламы на фоне осуществления других антитабачных мер. С другой стороны, по оценкам, сделанным для Европейского Союза, полный запрет рекламы в случае, если не будут предприниматься никакие иные новые меры контроля над табаком, приведет к снижению потребления на 7% [1]. Таким образом, вопрос о запрете рекламы заслуживает рассмотрения в любом случае, хотя комплексное решение всех вопросов контроля над табаком является более уместным. Особенностью же законодательства России и других стран СНГ является то, что вопросы рекламы табака регламентируются отдельными законами «О рекламе», а не комплексными законами, регулирующими другие аспекты, связанные с табаком. Например, Статья 5. «Реклама табака и табачных изделий» Федерального закона об ограничении курения табака гласит: «Реклама табака и табачных изделий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе». В связи с этим законодательство о рекламе оказывается в ведении других парламентских комитетов, не имеющих отношения к здравоохранению. Вовлеченными в его решение оказываются корпоративные группы, которые в меньшей степени информированы о влиянии табака и его рекламы на здоровье и в меньшей степени озабочены решением данной проблемы. Поэтому вопрос о запрете рекламы требует особого внимания, и отдельное, самостоятельное его рассмотрение является вполне логичным. При этом, разумеется, следует стремиться к тому, чтобы реклама табака регламентировалась всеобъемлющим законодательством, касающимся разных вопросов, связанных с табаком. ----------------- [1] Цитируется по книге Константина Красовского «Мало найдется законов, которые могут спасти больше человеческих жизней, чем этот...» http://contact.tobinfo.org/books/ policybook/pb-11.htm -----------------7. Запрет рекламы табака откроет новые возможности для рекламы других товаров и услуг |