Казанский Общественный фонд "Выбор"

Фонд "Выбор"

bullet Наши цели
bulletИстория
bulletУстав
bulletУчредители
bulletНаши проекты

Коалиция за свободный от табачного дыма Татарстан

Литература

Контактная информация

 

Республика Татарстан - Каталог сайтов

Шигапова А.З., Утеева Э.Н.

Приемы просветительской и воспитательной работы в табачной проблематике

Казанский государственный медицинский университет

Если 40–50 лет тому назад табакокурение считалось более или менее невинной забавой, то в последние 25–30 лет все ученые мира на основании неоспоримых научных данных доказали огромный вред этой привычки для самого курильщика, окружающих и государства в целом. В России сегодня курят примерно 70 млн. человек, а ежегодно умирают от табакокурения 400 тыс. человек. 10% средств, расходуемых на здравоохранение, идут на борьбу с болезнями, связанными с хроническими отравлениями табачным дымом.

Привычки, сопряженные с риском для здоровья, являются неотъемлемой характерной чертой процесса взросления, так как зачастую способствует формированию у молодого человека ощущения своей «взрослости». Несмотря на очевидное отрицательное влияние табакокурения, его распространенность в молодежной среде не только не уменьшается, но и, по данным многочисленных публикаций, имеет устойчивую тенденцию к росту.

Курение неоднократно характеризовалось как один из факторов, представляющих наибольшее опасность для здоровья, и как одна из основных причин случаев смерти, которую можно было бы предотвратить. Распространенность курения в различных возрастных группах населения вызывает опасные для здоровья последствия и является серьезной медико-социальной проблемой.

Как известно, в процессе распространения среди молодежи вредных привычек большую роль играют социальные факторы и факторы внешнего окружения; при этом одним из важных факторов риска, способствующих пристрастию и развитию табакокурения, является значительное влияние и пример поведения родителей.

Чтобы быть действенной, профилактическая работа в школах и других учебных заведениях должна ориентироваться на решение следующих задач: предоставление детям объективной информации о действии табака на организм; ориентация детей на способность делать собственный выбор; предоставление детям возможности осознать свои ресурсы и установить определенные поведенческие навыки, способствующие здоровому образку жизни.

Соответственно этим задачам грамотная профилактическая работа должна включать в себя три компонента:

1. Образовательный компонент:
а) Специфический – знание о действии табака на организм.
Цель: научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком (с любимым и, возможно, с ним самим) при употреблении табака.
б) Неспецифический – знание о себе, понимание своих чувств, эмоций, знание о возможных способах работы с ними, заботы о себе.
Цель: формирование развитой концепции самосознания у подростка.

2. Психологический компонент – коррекция определенных психологических особенностей личности, способствующих развитию зависимости от употребления табака, создание благоприятного доверительного климата в коллективе, психологическая адаптация подростков из группы риска и др.
Цель: психологическая поддержка подростка, формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия решений, умения сказать «нет», постоять за себя, определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умения обратиться при необходимости за помощью.

3. Социальный компонент – помощь социальной адаптации подростка, овладение навыками общения, решение проблем зависимости и т.д.
Цель: формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни.
Главной задачей является развитие стратегий и навыков поведения, ведущего к здоровью и препятствующего злоупотреблению табака:
– навыков принятия решения и преодоления жизненных проблем;
– навыков восприятия, использования и оказания психологической и социальной поддержки;
– навыков оценки социальной ситуации и принятия ответственности за собственное поведение в ней;
– навыков отстаивания своих границ и защиты своего персонального пространства;
– навыков защиты своего Я, самоподдержки и взаимоподдержки;
– навыков и умений использовать альтернативные табаку способы получения радости и удовольствия;
– навыков бесконфликтного и эффективного общения.

К содержанию

Хостинг от uCoz