Казанский Общественный фонд "Выбор" |
Фонд "Выбор"
Коалиция за свободный от табачного дыма ТатарстанЛитератураКонтактная информация
|
Шигапова А.З., Утеева Э.Н.Приемы просветительской и воспитательной работы в табачной проблематикеКазанский государственный медицинский университетЕсли 40–50 лет тому назад табакокурение считалось более или менее невинной забавой, то в последние 25–30 лет все ученые мира на основании неоспоримых научных данных доказали огромный вред этой привычки для самого курильщика, окружающих и государства в целом. В России сегодня курят примерно 70 млн. человек, а ежегодно умирают от табакокурения 400 тыс. человек. 10% средств, расходуемых на здравоохранение, идут на борьбу с болезнями, связанными с хроническими отравлениями табачным дымом. Привычки, сопряженные с риском для здоровья, являются неотъемлемой характерной чертой процесса взросления, так как зачастую способствует формированию у молодого человека ощущения своей «взрослости». Несмотря на очевидное отрицательное влияние табакокурения, его распространенность в молодежной среде не только не уменьшается, но и, по данным многочисленных публикаций, имеет устойчивую тенденцию к росту. Курение неоднократно характеризовалось как один из факторов, представляющих наибольшее опасность для здоровья, и как одна из основных причин случаев смерти, которую можно было бы предотвратить. Распространенность курения в различных возрастных группах населения вызывает опасные для здоровья последствия и является серьезной медико-социальной проблемой. Как известно, в процессе распространения среди молодежи вредных привычек большую роль играют социальные факторы и факторы внешнего окружения; при этом одним из важных факторов риска, способствующих пристрастию и развитию табакокурения, является значительное влияние и пример поведения родителей. Чтобы быть действенной, профилактическая работа в школах и других учебных заведениях должна ориентироваться на решение следующих задач: предоставление детям объективной информации о действии табака на организм; ориентация детей на способность делать собственный выбор; предоставление детям возможности осознать свои ресурсы и установить определенные поведенческие навыки, способствующие здоровому образку жизни. Соответственно этим задачам грамотная профилактическая работа должна включать в себя три компонента: 1. Образовательный компонент: 2. Психологический компонент – коррекция определенных психологических
особенностей личности, способствующих развитию зависимости от употребления
табака, создание благоприятного доверительного климата в коллективе,
психологическая адаптация подростков из группы риска и др. 3. Социальный компонент – помощь социальной адаптации подростка, овладение
навыками общения, решение проблем зависимости и т.д. |