Казанский Общественный фонд "Выбор" |
Фонд "Выбор"
Коалиция за свободный от табачного дыма ТатарстанЛитератураКонтактная информация
|
Гибадуллин А. А.Приемы просветительской и воспитательной профилактической работы в табачной профилактикеКазанский Государственный Энергетический УниверситетПодход к проблеме профилактики распространения курения должен быть междисциплинарным. Для этого нужно вспомнить о том, что после завершения Великой Отечественной войны западные идеологи вынашивали идею о том, как научиться управлять массами людей не в лоб, а незаметно для них. Идея была проста: миром править нужно другими методами, не откровенно жесткими и агрессивными. Многоплановые вопросы профессиональной деятельности невозможно решать без учета индивидуальных особенностей человека, без знания психологии коллектива, реальной системы социально-психологических характеристик, социальных связей и отношений. От уровня овладения теоретико-методологическими и прикладными компонентами психологии и педагогики во многом зависит не только успех в решении практических задач, но и авторитет профессионала. Не требует доказательства то, что современное понимание воспитания не ограничивается лишь приспособлением к существующему порядку вещей. Человек, являющийся субъектом и продуктом трудовой и общественной деятельности, зависит от общества, в котором живет, его требований, установок, характеристик. Развитие воспитания в системе образования определяется его важнейшей целью - формирование личности гражданина, ориентированной на традиции отечественной и мировой культуры, на современную систему ценностей и потребностей современной жизни, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию, самосовершенствованию. При определении стратегии развития воспитания в новых условиях правомерно ставить вопрос о формировании образовательно-воспитательной среды - моделировании воспитательного пространства личности, семьи, педагогических коллективов образовательных учреждений. Наиболее распространенным типом стратегии в борьбе против курения является информационный подход, эффективность которого падает, но до настоящего времени эта стратегия сохраняет свои господствующие позиции в профилактике. Ключевым в ней является положение о необходимости предоставления подросткам и молодежи уравновешенной информации о негативных сторонах проблемы курения. Данная стратегия основывается на убеждении, что несовершеннолетний, получив информацию, самостоятельно сделает вывод о вреде и опасности и сформирует у себя отрицательное отношение к употреблению, примет рациональное решение: «никогда не курить». Некорректное использование такой стратегии может направить инициативу подростков на то, чтобы на собственном опыте убедиться в достоверности или недостоверности утверждаемых положений. Я считаю необходимым привлечь к проблеме курения в России самое пристальное внимание тех, кто принимает решения и влияет на судьбы общества — исполнительной и, особенно, законодательной власти, руководителей средств массовой информации. Общество фактически не имеет сколь либо серьезного иммунитета в отношении этой страшной угрозы. Оно практически беззащитно. Принципиально важно, чтобы в самое ближайшее время было радикально изменено отношение российского общества к проблеме курения: от существующего, достаточно равнодушного к активному противодействию. Каждый должен осознать тот факт, что борьба с курением начинается, прежде всего, с семьи, со школы, с института и оставаться в стороне, надеяться, что государство сделает все без поддержки граждан, просто наивно и даже преступно. В Казанском государственном энергетическом университете принимаются все предложенные выше меры по предотвращению курения и распространения курения. Наш университет использует все возможные и не возможные шансы по предотвращению этой болезни. Практически каждый раз, когда встречается администрация университета со студенческим активом и различными общественными и политическими организациями, происходит заинтересованное обсуждение проблем курения, обучения приёмам и навыкам противостояния пагубной привычке, формирования цели жизни, выработки альтернативной позиции поведения, досуга. Немаловажное значение придается занятиям студентов нашего вуза спортом (индивидуальным и особенно массовым). По плану и графику идут спортивные встречи, матчи, турниры как в группах, на курсах, факультетах, в общежитии по футболу, баскетболу, мини-футболу, регби, любительскому хоккею и т д. Наш университет также активный участник во Всероссийских спортивных акциях - это и «Лыжня России», и «Кросс Нации». В настоящее время развернута большая агитационная работа по формированию общественного мнения в поддержке проведения в Казани «Универсиады-2013» и в других мероприятиях. |