Казанский Общественный фонд "Выбор"

Фонд "Выбор"

bullet Наши цели
bulletИстория
bulletУстав
bulletУчредители
bulletНаши проекты

Коалиция за свободный от табачного дыма Татарстан

Литература

Контактная информация

 

Республика Татарстан - Каталог сайтов

Ившина О.Я.

Философия курения в контексте идеологии потребления

Казанский государственный университет

Несмотря на активную пропаганду здорового образа жизни, число курильщиков на планете продолжает расти. Можно говорить, что сформировалась целая философия потребления табака. Несмотря на то, что данная философия не имеет четко сформулированных постулатов, она глубоко укоренилась в общественном сознании. Ряд стереотипов и составляющих данной философии описаны и проанализированы в данной статье.

Популяризация курения во второй половине 20 – начале 21 века связана с научно-технической революцией. С появлением новых технических средств (телевидение, Интернет) рекламные кампании стали охватывать более широкую аудиторию. Повысилась оперативность и красочность подачи материала и, следовательно, степень заинтересованности масс.

Индустрия развлечений возвела курение в ранг процесса, символизирующего силу и успешность (большинство голливудских звезд можно увидеть на экранах курящими). В связи с этим потребление табака, как частный случай тенденции к безостановочному потреблению (течение консюмеризма), становится вариантом компенсации неравенства в обществе и постепенно приобретает черты гедонизма.

Культ наслаждения занимает особое место в философии курения. Так, мерное потягивание трубки, сигары или кальяна позиционируется как особая философия, наслаждение, ритуал размеренности, признак класса и показатель высокого социального статуса. Таким образом, психологически пропасть между социальными слоями на непродолжительное время сможет быть легко преодолена человеком в момент потребления дорогих или престижных марок табачных изделий

С другой стороны, курение в большой компании, напротив, несколько стирает иерархические барьеры между членами группы, например, между начальником и подчиненным или сотрудниками конкурирующих подразделений фирмы. Более того, на работе многие начинают курить, чтобы быть в курсе последних новостей, интриг и подводных течений, которые, как правило, обсуждаются именно в «курилке», то есть, в сознании людей, на «нейтральной территории», а не на рабочем месте.

Курение также может быть способом самоизоляции. По причине раздраженности, беспомощности (или ряда других) человек может на время удалиться, оправдав свое исчезновение необходимостью покурить.

Курение как процесс является важной составляющей поведения архетипа бунтаря, очень популярного в молодежной среде. Нарушение социальных норм и правил, самореализация через подражание идеализируемым персонажам, стремление пройти через обряды инициации – важнейшие этапы, через которые проходит практически любой молодой индивид. Курение в данном контексте выступает, как один из наиболее доступных способов показать свою «взрослость» и неповиновение сторонней воле.

Основные черты, присущие философии курения (элемент моды, инструмент социализации, выражения принадлежности к определенной группе или идеологическому течению) указывают на то, что это является частным случаем идеологии потребления, поглощающей мир наряду с глобализацией.

Потребление табака стало частью философии потребления, или консюмеризма. В связи с этим, успешность борьбы с этой вредной привычкой в массах будет зависеть, главным образом, от разрушения вышеописанных стереотипов и только во вторую очередь от репрессивных мер в отношении потребителей табака.

К содержанию

Хостинг от uCoz