Казанский Общественный фонд "Выбор"

Фонд "Выбор"

bullet Наши цели
bulletИстория
bulletУстав
bulletУчредители
bulletНаши проекты

Коалиция за свободный от табачного дыма Татарстан

Литература

Контактная информация

 

Республика Татарстан - Каталог сайтов

Андурский Е. Я.

К вопросу о рекламе табака

Правозащитный Центр «Андурский и партнеры», ae911@mail.ru

26 апреля 2008 года в программе «Клинч» на радио «Эхо Москвы» обсуждался вопрос: является ли рекламой «поэтическая» информация, напечатанная на сигаретных пачках? 70% радиослушателей на этот вопрос ответили утвердительно. Однако в общем случае информация, содержащаяся на упаковке товара, рекламой может и не быть.

Напомню, что действующий закон признает рекламой «информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке». Этот закон «не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы, не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке». Табачные компании пропагандируют «легкие, мягкие и низкосмолистые» сигареты. Такая политика позволяет сохранять имеющихся покупателей, привлекая новых заманчивыми наименованиями, ароматами и красивой упаковкой. При этом сколько-нибудь полная информация о воздействии на наше здоровье табачных изделий, как правило, не приводится.

Основная цель рекламодателя заключается в том, чтобы привлекать внимание покупателей, а в конечном итоге – сбывать рекламируемый товар вне зависимости от его потребительских свойств. Но если информация о товаре не содержит элементов, позволяющих квалифицировать ее как рекламу, можно говорить о презентации (от слова презент, то есть подарок). Презентация, как и реклама, адресована неопределенному кругу потребителей. Однако в ее основе лежит не столько продвижение товара, уведомление потенциальных потребителей о его фактических свойствах. А это способствует принятию взвешенного решения о приобретении этого товара.

Представитель крупной табачной компании заявляет: «В стране миллионы взрослых курильщиков, и они как потребители легального продукта, имеют законное право получать о нем информацию, в том числе и через рекламу (поскольку она не запрещена – авт.). Это необходимо, чтобы курильщик, основываясь на достоверной информации, мог сделать выбор в пользу того или иного табачного изделия».

Конечно же, из двух зол выбирают меньшее. И если уж курить, то курить хорошие сорта табака. Но еще лучше – не курить вовсе. Потому что табак – это враг. А врага нужно разоблачать. Понятно, что каждый вправе потакать своим скверным привычкам, будь то курение или выпивка. А общество в целом вправе и даже обязано проявлять заботу о том, чтобы вредные привычки не порабощали его членов. Для этого оно должно торпедировать пронаркотическое поле. Именно оно и формирует культуру потребления алкогольных напитков и табачных изделий.

Реклама, которая, в отличие от презентации, нередко представляет обыкновенное вранье, ввиду чего многие СМИ, распространяющие рекламную информацию, не желают брать на себя ответственность за достоверность рекламы, воспринимая ее как бизнес. Потребители это понимают, а поэтому не склонны доверять рекламным сообщениям.

Другое дело – презентация, призванная прививать вкус к полезным товарам. Собственно, мы потому о ней и говорим, что, наряду с содействием добросовестному производителю, заинтересованы в защите прав и законных интересов потребителей. Проявлять заботу о потребителях не возбраняется и товаропроизводителю. В ряде случаев ему это выгодно экономически. Однако финансировать расходы, связанные с презентацией своей продукции, товаропроизводителю есть смысл лишь в том случае, если будет убежден в эффективности этих расходов. Презентация действительно может обеспечить существенные конкурентные преимущества добропорядочному товаропроизводителю, позволяя рассчитывать на заслуженную благосклонность потребителя.

К содержанию

Хостинг от uCoz