Влияние политики налогообложения сигарет на бюджетные поступления и употребление сигарет в Узбекистане
TCPHEE  

Tobacco Control and Public Health in Eastern Europe
founded in honor of professor Ilya N. Andreev,
the first coordinator of the coalition 
'For smoke-free Tatarstan'

 

ISSN 2222-2693 (Print)
ISSN 2222-4629
(Online)

English Russian Ukrainian

- About
- Editorial Board
- Instructions for authors
- Online submission
- Calls for papers
- Contact information
- Issues

- Collections
- Indexed in
- Just published
- Subscribe to content alerts
- RSS feed

Русский

- О журнале
- Редакционная коллегия
- Инструкции для авторов
- Приглашения к подаче статей
- Контактная информация
- Выпуски

- Русскоязычные коллекции
- Подписаться на извещения

Українська

- Про журнал
- Редакційна колегія
- Інструкції для авторів
- Запрошення до подачі статей
- Контактна інформація
- Випуски
- Підписатися на оголошення

VK VK

 

 

Google Groups
Subscribe to
TCPHEE content alerts
Email:
Visit this group

Оригинальное исследование

Влияние политики налогообложения сигарет на бюджетные поступления и употребление сигарет в Узбекистане
Shukhrat U Shukurov, Konstantin S Krasovsky

В 2012 году Узбекистан ратифицировал Рамочную конвенцию по борьбе против табака, которая гласит, что ценовые и налоговые меры являются эффективным средством сокращения потребления табака. Нашей целью было изучить влияние налоговой политики на поступления в бюджет и потребление сигарет в стране.
МЕТОДЫ: Данные о налоговых ставках, поступлениях в бюджет, продажах сигарет были взяты из национальных отчетов. Для прогнозирования потенциальных поступлений в бюджет был проведен анализ нескольких вариантов повышения ставки акциза.
РЕЗУЛЬТАТЫ: В 1991-2004 годах в Узбекистане применялась адвалорная система акцизов, которая впоследствии была заменена специфической системой акцизов. В 1997-2011 годах номинальная средняя ставка акциза выросла в двадцать раз, но в реальном выражении, после резкого увеличения в 1999 году, средняя ставка акциза ежегодно снижалась и возросла лишь в 2010-2011 годах. Годовой объем продаж сигарет на душу взрослого населения в 1999-2007 годах составлял 17-25 пачек сигарет, в то время как в 2008-2011 годах он вырос до 30-37 пачек. Были рассчитаны четыре сценария повышения акцизных налогов в 2012 году: один фактический сценарий, основанный на ставке, действовавшей в Узбекистане в 2012 году, и три гипотетических, которые предполагали рост ставки акциза в 1,5, 2 и 3 раза. При фактическом росте акцизных ставок в 2012 году, поступления в бюджет, с учетом инфляции, вырастут на 5%, а при трех гипотетических вариантах – на 17%, 35% и 66% соответственно, несмотря на снижение объема продаж облагаемых налогом сигарет.
ВЫВОДЫ: Стабилизация или снижение акцизов на сигареты в Узбекистане в 2002-2008 годах привели к снижению реальных поступлений в бюджет и к росту продаж сигарет. В 1999 и 2010-2011 годах акцизы были значительно увеличены и реальные доходы выросли, несмотря на снижение продаж сигарет. Из-за низкой цены сигарет незаконный вывоз сигарет из Узбекистана, по-видимому, превышает незаконный ввоз. Значительный рост ставок акциза (в 1,5-3 раза) способен как увеличить бюджетные доходы, так и уменьшить потребление сигарет, при этом, чем больше будет этот рост, тем больше преимуществ получит страна.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Узбекистан; табак; акциз; сигареты; поступления в бюджет.

Full text (pdf) in English

 

http://andreevin.narod.ru/journal       http://journals.uran.ua/tcphee       email